Земельный вопрос и отсутствие дорог: названы главные проблемы агротуризма в России

в Мнения
26 января, 2024

Еще одна проблема российского агротуризма — это отсутствие сельской инфраструктуры – не только туристической, но и социальной, а также инженерной.

К 2025 году количество россиян, предпочитающих сельский туризм, вырастет на 60% — это около 5 млн человек в год. При этом доход от агротуризма достигнет планки в 120 млрд рублей. Цифры, которые спрогнозировали специалисты Россельхозбанка, впечатляют. Однако на данный момент агротуризм в России находится в зачаточном состоянии. Какие проблемы тормозят его развитие? Своим мнением с порталом АгроВести делятся эксперты из туриндустрии.

Вадим Палий, сооснователь и генеральный директор девелопера и управляющей компании «Материя»

«Наша компания занимается экоотелями, и развитие агротуризм — важная для нас тема.

Одна из главных проблем сельского туризма — финансы. Уже с 2021 года в нашей стране действует финансовая мера поддержки развития сельского туризма по линии Минсельхоза: это грант «Агротуризм», который доступен именно для сельхозтоваропроизводителей. Размер гранта составляет до 10 миллионов рублей. При запросе максимальной суммы человек, который подает заявку, должен вложить в проект не менее 25% собственных средств. Честно говоря, в России сложно с кредитованием объектов туризма и гостеприимства: для этого нет специальных программ. Поэтому все, кто запускает подобные объекты, находятся в равных условиях и должны при получении кредитов доказать целесообразность и рассчитать финансовую модель. Отсутствие дешевых и долгих кредитов — это проблема, актуальная для всех предпринимателей. И решить ее можно с помощью господдержки льготных кредитов, а также за счет привлечения инвесторов.

Еще одна очень актуальная проблема агротуризма — недостаток кадров. В отрасли не хватает людей, которые умеют запускать объекты агротуристического направления или в целом объекты туризма и гостеприимства.

Что касается сельского туризма, то здесь есть своя специфика: практически нет специалистов, которые могут сформировать правильный турпродукт, верно определить его целевую аудиторию и правильно продвигать его.

Пример частой ошибки: когда вы спрашиваете у сельхозтоваропроизводителя, кто приедет на его объект, он отвечает: «К нам приедут все». Но «все» приезжать не могут: нужно четко понимать запрос своей целевой аудитории, знать, кого вы хотите принимать на своем объекте.

Специалисты, которые понимают, как нужно создавать турпродукты в сельском туризме, очень редки: их у нас в стране готовят только в нескольких образовательных учреждениях, и то лишь давая дополнительное образование к основному диплому. Однако у нас есть специалисты по туризму и гостеприимству, которые могут выбрать для себя стезю развития в агротуристическом направлении. Это, а также создание дополнительных учебных заведений или курсов, сможет помочь решить проблему нехватки кадров в отрасли».

Оксана Шустикова, директор по развитию и коммуникациям в ТВИЛ (российский сервис бронирования отелей и квартир)

«По данным российского сервиса бронирования жилья для отдыха ТВИЛ.РУ, в последние два-три года интерес к агротуризму и отдыху в сельской местности значительно повысился. Людям хочется спокойного и гармоничного отдыха на природе, есть запрос на «возвращение к истокам» и агротуризм готов обеспечить этот запрос. Однако сложности и проблемы, конечно, тоже существуют.

Главная проблема агротуризма, на мой взгляд — юридическая, законодательная. Она заключается в том, что на землях сельскохозяйственного назначения проблематично построить места для размещения туристов, а также другие объекты, прямо с сельскохозяйственной деятельностью не связанные. Эта проблема может быть решена только на законодательном уровне – и власти ею в настоящий момент активно занимаются. Так, уже введены послабления в законодательство и теперь на землях сельхозназначения можно размещать торговые объекты для реализации продукции и один жилой дом, который можно использовать для приема туристов. Но полностью решить этот вопрос пока не удается. На это, вероятно, уйдет не один год, и не два.

Еще одна проблема российского агротуризма — это отсутствие сельской инфраструктуры – не только туристической, но и социальной, а также инженерной. Дорожные сети не развиты, также как и транспортное сообщение. Кроме того, сельские территории в некоторых местах  заброшены, неухожены, поэтому могут показаться недостаточно привлекательными для того, чтобы платить за пребывание в них цену бюджетного отдыха на море.

Отсутствие инфраструктуры не только снижает популярность сельского туризма у гостей, но и увеличивает затраты принимающей стороны. На ферму приходится вести сети, благоустраивать дороги.

Еще одна проблема сельского туризма, на мой взгляд — это недостаточная информированность всех участников. Так, далеко не все сельхозпроизводители понимают, зачем им нужен туризм. И далеко не все турфирмы, которые хотят развивать свои маршруты, знают о той или иной ферме, конюшне, виноградном хозяйстве. Впрочем, даже если принимающая сторона, то есть сельхозпроизводители, будут готовы к созданию нового турпродукта, этого окажется недостаточно. Нужны реклама, информационные кампании, сотрудничество с туристическими инфраструктурами. И только тогда у агротуризма в России появится будущее».

Читайте далее:

«Пищевая экзотика»: Ольга Кайтялиди рассказала, полюбят ли россияне еду из насекомых

Чувашское мороженое будет экспортироваться в Азербайджан

Крупный агрохолдинг ввел в оборот 1 тыс. гектаров залежных земель в Пензенской области

Фото: ru.freepik.com