Лавандовый рай: как фермер Галина Юстус выращивает «прованские» цветы в Подмосковье

в Люди
15 марта, 2023

Сейчас в России наблюдается повышенный интерес к этому цветку, засаживаются большие «прованские» поля. То есть лавандовые фермы – не новое направление для Средней полосы и Подмосковья в частности, а уже вполне традиционное.

Лаванда во всем ее великолепии — в центре внимания. На ферме в Московской области выращивают около 500 кустов этого растения. По словам Галины Юстус, объем далек от промышленного, а потому свою ферму она ласково именует «крошечной». О том, как тренды влияют на развитие хозяйства, чем кулинарная лаванда отличается от флористической и как западные санкции усложняют фермерский труд, Галина Юстус рассказывает порталу «АгроВести».

Чаще в Подмосковье выращивают розы или тюльпаны. А вы решили стать «лавандовым фермером». Почему?

Это вам кажется, что лаванда – какой-то экзотический цветок. На самом деле, его выращивание не редкость для нашего региона. Лаванда растет на многих фермах, гораздо более масштабных, чем моя. И в целом, сейчас в России наблюдается повышенный интерес к этому цветку, засаживаются большие «прованские» поля. То есть лавандовые фермы – не новое направление для Средней полосы и Подмосковья в частности, а уже вполне традиционное.

То есть выращивание лаванды никак не связано с трендом на прованский стиль во всем? В интерьере, в одежде, в косметике, даже в парфюмерии?

В моем случае, никак не связано, так как выращивать лаванду я начала в 2017 году, то есть гораздо раньше, чем появились модные тренды.

2022 год, действительно, прошел под эгидой цвета Very Pery — институт цвета Pantone назвал его главным в 2022 году. Сложный оттенок синего с фиолетово-красным подтоном многими воспринимался именно как «лавандовый». Как следствие  — его использовали флористы, декораторы, стилисты, фотографы. Тем не менее, на мой взгляд, причина возросшей популярности лаванды кроется в том, что люди в целом стали для себя открывать больше растений. Они поняли, что этот «экзотический» цветок, который ассоциируется с полями Франции, растет и здесь, дома.

В 2015 году мне как-то спонтанно потребовалась лаванда для кулинарных экспериментов – в выпечку добавить, заварить чай. И я не смогла ее найти в Москве: ни в Metro, ни в Азбуке Вкуса, ни в интернет-магазинах. Однако на тот момент я довольно часто летала в Лондон, а в Англии, как оказалось, довольно много лавандовых хозяйств. Оттуда и стала привозить это растение для своих целей. И вот однажды задумалась: а зачем возить цветы из другой страны, может быть, надо попробовать вырастить их в России? Тогда, как по волшебству, мне стала на глаза попадаться информация о выращивании лаванды. И дело пошло. Я посеяла свою первую лаванду.

А у вас был какой-то агрономический опыт на тот момент?

Я окончила факультет почвоведения МГУ, изучала там химию почв, затем училась в аспирантуре в Институте лесоведения РАН и занималась сохранением редких краснокнижных видов растений на территории Москвы. То есть у меня был определенный бэкграунд, который позволил заняться растениеводством. Плюс к этому, я выросла в селе в Архангельской области, и сажать что-то на грядке мне было жизненно необходимо.

Оказалось, кстати, что информации о том, как выращивать лаванду в нашем климате, очень мало, ее пришлось собирать по крупицам. Причем, как правило, в английской литературе.

Посадила первые кусты на пробной площади, начала внимательно следить и записывать наблюдения в «садовый журнал», вникать в нюансы выращивания лаванды. И по сей день в нашей работе много экспериментов. Пробуем новые сорта, оптимизируем способы размножения. И в итоге получаем лаванду интересной окраски с разной высотой куста и даже с разной высотой самого цветоноса. Ведь у каждого покупателя свой запрос: кому-то нужна невысокая лаванда одного оттенка, другим – высокая и совсем другого оттенка. А еще лавандовое соцветие бывает разной плотности! И сразу увеличивается количество возможных вариаций.

Вы говорите про кого? Кем являются основные потребители той лаванды, которую вы вырастили?

Объясню. Для каждой цели выращиваются свои цветы. Флористам требуется определенный сорт растения, ландшафтным дизайнерам – другой. Есть еще люди, которые «собирают» лаванду для изготовления ароматических саше, например.

Одно из главных направлений работы моей фермы – кулинарная лаванда. Наша задача – вырастить натуральное растение, которое может использоваться в пищевом производстве. То есть главные покупатели нашей лаванды – кондитеры.

А к пищевой лаванде предъявляются какие-то определенные требования?

Самое главное — она выращивается без использования искусственных препаратов – стимуляторов роста, удобрений, пестицидов, инсектицидов и т.д., сушится по определенной технологии – в хорошо проветриваемом помещении, куда не попадают солнечные лучи. Сертификатов соответствия техническим условиям изготовления пищевой продукции у нашей лаванды, к сожалению, нет. Не можем себе это позволить, получение таких сертификатов — услуга дорогостоящая для наших небольших объемов.

Кстати, нам неоднократно поступали запросы на оптовые поставки от производителей шоколада и мороженого. Однако им нужны были большие объемы и низкие цены. Мы такие потребности удовлетворить не можем. По крайней мере пока.

Кулинарная лаванда – основное направление работы, а второстепенные?

В начале июля, когда лаванда начинает цвести, мы реализуем свежие букеты. Их хорошо покупают, т.к. любителей лаванды, оказывается, довольно много. Просто покупают домой – для красоты и любования.

Также выращиваем саженцы лаванды на продажу. В нашем питомнике «живет» лаванда разных сортов, разного возраста. Ее главные покупатели – садоводы. Кстати, чаще всего, это женщины, которые с большой любовью благоустраивают свой участок.

Питомник у нас компактный, потому мы не может удовлетворить большие потребности в саженцах. Например, в прошлом году ко мне обратились несколько пасечных хозяйств с нестандартными запросами. Они хотели рядом со своими пасеками, расположенными в разных регионах России, вырастить настоящие лавандовые поля. Саженцами не помогла – нет таких объемов, но проконсультировала по всем интересующим вопросам.

Предложения о промышленных объемах вы получается часто. Может быть, это повод для расширения площади фермы?

Сейчас таких планов нет. Наверное, на данном этапе мне больше интересен небольшой формат работы. Хотя, и инвесторы приходят со словами, что хотят вложиться в ферму, в ее развитие. Но пока ни с кем не договорились.

Что будет в будущем, — покажет время. Пока подстраиваемся под новые реалии.

Вы говорите про западные санкции? Как они отразились на вашей ферме?

Раньше семена для фермы я привозила из Англии. Это не «пошел и купил». Во-первых, далеко, во-вторых, семена относятся к «биологическому материалу», и на его перевозку есть множество ограничений. Приходилось изворачиваться.

Сама я уже не летаю в Англию третий год, семена привозят другие люди по моей просьбе. И из-за ситуации, происходящей в мире, их перелеты стали крайне редки. Это, конечно, усложняет работу.

В прошлом году мне удалось получить лавандовые кусты из Англии — пока такой возможности больше нет. А ведь некоторые сорта лаванды нужно размножать только вегетативным путем, черенками. Так можно сохранить чистоту сорта. Если же у этих растений собирать семена, то следующее поколение лаванды будет сильно отличаться от родительского. Это – головная боль для цветоводов. Но и возможность увидеть новые характеристики куста.

В целом, все проблемы решаемы. И я замечаю, что интерес к саженцам лаванды за последние несколько лет заметно вырос. Люди понимают, что эти цветы действительно можно вырастить в Подмосковье. Не где-то в Крыму или на юге Франции, а на подмосковном участке. И прижиться они могут быстро, и выстоять в морозы.

Если основательно подготовиться к зиме, верно? Накрыть, утеплить…

Лаванду я не укрываю. Такова моя философия: если растение не перезимовало, оказалось слабым, то как я могу его продавать людям?

Выпал снег, укрыл кусты. И ждем весны, чтобы выйти в поле и понять, как растения пережили морозы.

Это большой риск… В январе, например, столбик термометра в Подмосковье опускался до 30 градусов….

Риск, безусловно, есть. Но мы его принимаем. И даже если какой-то сорт лаванды замерзнет, зачем же мне растить его дальше? Тем не менее, с 2017 года у меня не замерзла ни одна посадочная единица.

Нужно знать нюансы, они помогут избежать множества проблем, в том числе и вымерзания лаванды. И если учитывать все эти моменты, к слову немногочисленные, то можно вырастить свой собственный Прованс.

Текст: Анжела Микоян