«Иначе розы исчезнут с рынка»: цветоводы России просят о господдержке

в Обзоры
26 июня, 2023
розы

Цветочная отрасль России переживает сложные времена. Отечественным розам сложно конкурировать с импортным цветком, а если западное давление коснется рынка, то исход будет печальным: либо цены на розы взлетят в несколько раз, либо они станут дефицитным товаром. Почему отрасль оказалась в таком положении и какие меры помогут это исправить? На эти и другие вопросы порталу Агровести отвечает Виктория Крылова, управляющая делами Национальной Ассоциации цветоводов.

Виктория, на данный момент главная проблема российских цветоводов – это отсутствие собственного посадочного материала?

Нет, — и объясню, почему. Превалирующий объем цветка, который производится в России — роза.  Этому есть несколько причин. Во-первых, спрос рождает предложение. Согласно исследованиям, более 50% цветов, которые покупают в нашей стране — именно розы. У них нет сезонности, они востребованы в любое время года. В отличие, например, от тюльпанов или мимозы, которые актуальны, как правило, только на 8 марта.

Соответственно, комбинаты, входящие в состав Национальной ассоциации — это около 90% всех производителей России, выращивают только розы.  Потому и разговор наш сфокусирован на конкретный посадочный материал, на черенки розы. Мы их как покупали ранее, до санкций, так и покупаем. Единственное исключение: чтобы стать менее зависимыми от импорта, российские комбинаты стали обмениваться друг с другом сортами роз, даже занимаются селекцией — в этом у нас опыт нулевой. Но на данном этапе очень важно, что процесс запущен, лед тронулся.

Мы не жалуемся на дефицит посадочного материала, в контексте западных санкций нас волнуют другие проблемы, не менее глобальные.

За цветочными комбинатами, которые входят в состав ассоциации, в общей сложности числится около 170 гектаров теплиц, где выращивают розы.  Для обывателя – цифра впечатляющая, на самом же деле, на этой площади выращивается лишь 17% всех цветов, которые покупают россияне. Остальные 83% — импортные розы. Везут их из целого ряда стран, но основные – Кения и Эквадор. Одна – бывшая английская колония, во второй стране нет своей валюты, она полностью зависима от доллара. И если вдруг «случится» очередной пакет санкций, эти страны очень быстро прекратят нам поставки. Наша цветочная отрасль окажется в критической ситуации.

Всего 17% собственного производства — очень маленький объем. В итоге мы придем к тому, что либо цены на розы будут сильно взвинчены, либо их не будет на рынке и вовсе.

А увеличить объемы выращивания отечественных роз – задача слишком сложная для отрасли? Для этого, наверняка, нужны годы?

Не годы нужны, а поддержка со стороны государства.

Большинство цветочных комбинатов в России появились примерно 10 лет назад. Отрасль активно росла и развивалась. А все потому, что выращивание цветка было выгодным: сумма таможенной пошлины на импортную розу составляла 15%. Соответственно, цветы, которые выращивались на территории страны, могли конкурировать с импортным товаром. В 2012 году Россия вступила в ВТО. После этого таможенная пошлина на импортные розы упала до 5% — сразу на 10%. Эта цифра стала не фатальной, но весьма критической для всех цветоводов России.

Сейчас отрасль переживает упадок. И помочь нам может только государство. В частности, мы просим изменить условия льготного кредитования для цветочников. Сейчас такие кредиты выдают предприятиям сельского хозяйства на 8 лет. Для нас этот срок слишком короткий – обеспечить возврат долга за это время просто нереально. Потому ни один цветочный комбинат России и не воспользовался предложением – нецелесообразно. Если бы срок увеличили до 12 лет, то многие цветоводы воспользовались бы мерой господдержки.

Потенциал у отрасли большой. И если на 170 гектарах уже выращивают розы, то 83 га теплиц сейчас находятся в процессе строительства. В основном, они «заморожены». И еще 147 гектаров – это актив наших комбинатов. На этих землях есть все необходимые ресурсы для выращивания роз – газоснабжение, вода, электричество. Все, кроме денег на строительство теплиц.

А какова география этих 147 гектаров, по каким регионам России они распределены?

Цветочные теплицы рассредоточены по всей России, самый наш северный комбинат — это «Новая Голландия», находится он в Ленинградской области. Есть активы в Удмуртии, Адыгее, Подмосковье.

В целом, выращивать розы можно в любом регионе. Но чем южнее он будет, тем меньше потребуется энергозатрат. Соответственно, тем ниже будет и себестоимость цветка. Почему, например, розы из Эквадора продаются по низкой цене? Их выращивают под солнцем, электричество практически не используется. Кроме того, у многих кенийских и эквадорских комбинатов есть свои скважины. Потому и затраты на воду у них нулевые.

В России никаких послаблений для отрасли нет. Электричество, вода – цветоводы оплачивают все по полной стоимости. Как следствие: розам, выращенным в нашей стране, очень сложно конкурировать с импортными по цене. Потому цветоводы постоянно твердят о том, что лучшая мера господдержки, которая могла бы дать отрасли сильный толчок для развития — это возвращение к 15% таможенной пошлине на импортные розы. Если такое «чудо» случится, то бизнесу и кредиты не потребуются. Комбинаты собственными силами за 1-3 года в несколько раз увеличат объемы производства.

И речь, опять же, исключительно про розы? Почему не ромашки, пионы, хризантемы?

В определенный период времени растет спрос на тот или иной цветок. Скажем, в августе продается чуть больше ромашек, чем обычно. Сейчас в моде букеты из пионов. Но в целом покупательский спрос не менялся десятилетиями: розы были и остаются самым «стабильным» цветком.

Чтобы включиться в программу импортозамещения, снизить зависимость от запада, цветоводам нужна поддержка государства. Зачем ждать, когда нам по «щелчку» перекроют поставки роз? Дайте нам возможность развиваться уже сейчас.