На что обратить внимание при выборе мотоблока: советы эксперта

Первый и самый важный критерий при выборе мотоблока — мощность двигателя

Мотоблок — это универсальный помощник в сельском хозяйстве, способный заменить целый парк техники: от культиватора до мини-трактора. С его помощью можно пахать, сажать, окучивать, перевозить грузы и даже убирать снег. АгроВести  пообщались с Виктором Смирновым, специалистом компании БИГАМ, который поделился профессиональными рекомендациями: как подобрать мотоблок под конкретные задачи, на какие параметры смотреть и каких ошибок избегать.

Без мотоблока не обойтись в период посадки картофеля, но и в середине лета данный вид техники тоже пользуется спросом. Cейчас мотоблок особенно актуален для окучивания, прополки междурядий, культивации почвы и внесения удобрений. А впереди – подготовка к уборке урожая и осенней вспашке.

Первый и самый важный критерий при выборе мотоблока — мощность двигателя.

«Именно от мощности зависит, с какими задачами справится техника: лёгкий агрегат (3–5 л.с.) подойдёт для обработки небольших участков, а мощные модели (7–10 л.с. и выше) смогут пахать целину, работать с навесным оборудованием и перевозить грузы», — рассказал Виктор Смирнов. 

Второй ключевой критерий — навесное оборудование. Это важнейший элемент функциональности мотоблока. Оно делится на два основных типа: активное (работающее от вала отбора мощности) и пассивное (работающее за счет тягового усилия). Правильно подобранное навесное оборудование превращает мотоблок в универсального помощника для всех сельскохозяйственных работ.

«При выборе навесного оборудования для мотоблоков следует учитывать несколько ключевых моментов. Наиболее востребованы плуги для вспашки, окучники для обработки картофельных гряд и картофелекопалки — это оборудование позволяет значительно упростить уборку урожая, — рассказывает Виктор Смирнов.  — Из активных навесных систем особого внимания заслуживают роторные косилки, обеспечивающие качественное скашивание травы, и картофелесажалки, которые полностью автоматизируют процесс посадки. Все перечисленные виды оборудования совместимы с большинством современных мотоблоков. Главное — правильно подобрать крепежную систему под конкретную модель техник».

В сельскохозяйственной сфере мотоблоки стали незаменимыми многофункциональными агрегатами. Они активно применяются для выполнения полного цикла полевых работ: от весенней вспашки и боронования плугом до междурядной обработки окучником и уборки урожая картофелекопалкой. В животноводстве используются с роторными косилками для заготовки кормов, а в овощеводстве — с сеялками точного высева. Малые фермерские хозяйства особенно ценят мотоблоки за возможность механизировать до 80% ручного труда при относительно небольших затратах. Современные модели с адаптерами успешно заменяют мини-тракторы на участках до 5 га, демонстрируя exceptional maneuverability в теплицах и на узких междурядьях.

«Для сельскохозяйственных работ, конечно, оптимален трактор. Однако современные мотоблоки предлагают уникальную возможность трансформации в мини-трактор. Их ключевое отличие — полноценная коробка передач (три скорости вперед и одна назад) с сцеплением, — рассказывает Виктор Смирнов. — Для переоборудования достаточно приобрести адаптер, который подключается к валу отбора мощности. В результате вы получаете полноценный полноприводный мини-трактор с сиденьем оператора. Такое решение пользуется значительным спросом, поскольку стоимость комплекта (мотоблок + адаптер) составляет около 120 тысяч рублей, в то время как даже самый простой трактор обойдется минимум в 1 миллион рублей. Особенно актуально в условиях существенного подорожания сельхозтехники в последние годы».

Важно понимать особенности эксплуатации мотоблоков. Все агрегаты поставляются с завода с заправленным обкаточным маслом, которое необходимо слить после первых 7 моточасов работы. Здесь следует учитывать: 1 моточас на максимальных оборотах равен примерно 4 обычным часам работы. После замены масла следующее обслуживание рекомендуется проводить раз в сезон, оптимально — обновлять смазочные материалы перед началом каждого сезона.

«Что касается двигателей: бензиновые четырехтактные двигатели требуют раздельной заправки — бензин в топливный бак, масло — в отдельную емкость. При выборе масла учитывайте сезонность: зимой рекомендуется использовать менее вязкое 5W-30, летом — более густое 10W-40», — уточняет эксперт.

Стандартная комплектация всех мотоблоков включает фрезы для культивации почвы, что делает их готовыми к выполнению основных сельхозработ сразу после покупки.

Специалист отмечает, что управление мотоблоками имеет свои особенности, некоторые модели оснащены системой разблокировки дифференциала, что существенно упрощает маневрирование, поскольку позволяет блокировать одно колесо, в то время как второе продолжает вращаться, благодаря чему мотоблок может разворачиваться практически на месте без необходимости его подъёма. Данная функция особенно удобна при работе на ограниченном пространстве, где требуется частая смена направления движения.

Резиновые колёса мотоблоках выполняют исключительно транспортную функцию — они предназначены только для перемещения агрегата к месту работы. Для непосредственного выполнения сельскохозяйственных операций необходимо устанавливать металлические грунтозацепы, которые обеспечивают надёжное сцепление с почвой и исключают пробуксовку. Особое внимание следует уделять подбору высоты грунтозацепов: модели размером 460 мм оптимальны для вспашки с плугом, тогда как для окучивания картофеля требуются более высокие варианты — 590 мм и выше. Это обусловлено тем, что низкие грунтозацепы приводят к контакту редуктора с гребнями борозд, что может вызвать их повреждение, в то время как высокие поднимают редуктор на достаточный уровень, предотвращая подобные проблемы. Правильный подбор колёсного оборудования напрямую влияет на эффективность работы и сохранность техники.

Наиболее уязвимым узлом в мотоблоке является редуктор. Но важно понимать – его поломки в 90% случаев происходят из-за нарушения правил эксплуатации. Шестерни лопаются не сами по себе, а когда, например, пытаются пахать на неподходящих оборотах или без должного уровня масла. В инструкции всё подробно прописано – от периодичности замены смазки до того, через сколько моточасов нужно продувать воздушный фильтр.

«Отдельно стоит сказать про зимнюю эксплуатацию. В воздушном фильтре есть поролоновая вставка – так называемая «губка». При работе в мороз её обязательно нужно извлекать! Иначе образуется конденсат: днём он оттаивает, ночью замерзает снова. Этот цикл замерзания-оттаивания буквально разрывает фильтр изнутри. Поэтому зимой – только сухой фильтр без губки, это принципиально важно для сохранности двигателя», — говорит Виктор Смирнов.