На покупательскую способность россиян влияет огромное множество факторов. И логично, что многие потребители изменили свои предпочтения в связи с непростой ситуацией в мире: СВО, последовавшие за ним санкции, уход зарубежных брендов. Как эти и другие факторы сказались на рынке готовой еды? И как он подстраивается под новые реалии?
Кирилл Малышев, директор практики «Стратегия продаж и маркетинга» компании «Рексофт Консалтинг»
Рынок готовой еды с 2017 года рос довольно большими темпами – порядка 55% в год, но события, которые произошли в 2022 году, немного снизили данный рост — по результатам текущего года он составил чуть менее 30%.
Это связано с рядом факторов:
1.Подорожание продуктов питания на фоне сокращения реальных доходов населения, по разным источникам это порядка 15%.
2. Подорожание упаковочных материалов, необходимых для доставки, которые влияют на увеличение стоимости конечной продукции. По некоторым позициям рост цен доходит до двукратного увеличения стоимости упаковки.
3. Временный отток целевой аудитории, связанный с частичной мобилизацией осенью 2022 года.
Как рынок подстраивается под новые реалии? Очень активно развивается кулинария в ритейле, например, продажа готовой еды во «ВкусВилл» выросла в 2 раза. Лидерами также являются сети «Пятерочка», «Перекресток», «Азбука Вкуса» и «Лента». Этот тренд будет нарастать и дальше, так как доля продаж готовой продукции в ритейле в других странах сейчас намного выше, чем у нас, и мы двигаемся в том же направлении.
Какие перспективы у рынка в сложившейся ситуации? Очевидно, что рынок продолжит расти. И этому будут способствовать несколько основных факторов:
• Рост онлайн продаж и развитие доставки товаров, в том числе готовой еды. Этот рынок растет двузначными значениями из года в год и является хорошим драйвером роста рынка готовой еды.
• Рост доли кулинарии в ассортименте ритейла, сейчас это показатель колеблется от 1% до 4% от общих продаж ритейлеров, в то время как в западных странах показатель составляет более 10%.
• Изменение предпочтения людей в пользу покупки готовой продукции, чтобы сэкономить время на готовку и оставить освободившееся время на другие активности.
Юлия Корчагина-Озджан, основательница «Академии бизнеса и стратегического маркетинга»
Рынок под влиянием санкций сильно изменился. И эти изменения, конечно, сказались на ценах на товары и услуги. Особенно это касается отечественных ресторанов, так как они использовали в работе много импортных продуктов (ингредиентов). Как итог, цены выросли на 18-25%.
На этом фоне произошло разделение потребительской аудитории. Половина людей отказались от готовой еды — и в ресторанах, и в формате доставки, перейдя в стадию экономии. Другая половина людей, боясь потерять накопления, начала вкладывать деньги в недвижимость, в автомобили, в дорогостоящую технику. Этой части людей, с более высоким доходом, характерно поведение совершенно другого порядка — спокойствие, уверенность в себе и своих действиях. Потребители такого уровня не отказались от собственного комфорта, то есть продолжили питаться в ресторанах или заказывать готовую еду домой.
Рынок готовой еды до конца еще не трансформировался. Сейчас мы еще наблюдаем его изменения. Так, на данный момент закрывается очень много ресторанов и точек оффлайн-продаж, люди переходят к онлайн доставкам готовой еды. И эта тенденция будет расти, то есть у рынка есть довольно неплохая перспектива развития. Особенно, в больших городах, с быстрым ритмом жизни: у людей просто не остается времени на готовку, потому они никогда не откажутся от покупки готовой еды.