
Большая часть цветов, которым женщины радовались на 8 марта, еще 1-2 года назад завозились из-за рубежа. Западные санкции перевернули все с ног на голову. И теперь все цветы — розы и тюльпаны, только российского производства. Смогут ли отечественные цветоводы покрыть потребности рынка в целом и на Международный женский день в частности? Какие подводные камни стопорят развитие цветочного бизнеса в России? Об этом и не только рассказывает Алексей Барыкин, партнер и совладелец GRT Consulting.
«Волноваться не стоит: цветов к 8 марта хватит всем. Несмотря на сложности, отрасль в состоянии покрыть потребности россиян.
А теперь о проблемах, которые затрудняют развитие цветочного бизнеса в России. Первая из них: государственная поддержка по льготным кредитам не распространяется на реконструкцию или модернизацию существующих предприятий отрасли цветоводства. А значит, отраслевые компании вынуждены рассматривать альтернативные источники финансирования, такие как сотрудничество с инвесторами или коммерческие кредиты. А они выдаются под другие, не самые привлекательные ставки.
Вторая сложность, которая мешает цветоводам развиваться — высокая стоимость энергоносителей. Происходит рост цен на электроэнергию и газ, а использование возобновляемых источников энергии у нас не настолько хорошо развито, чтобы внедрить в производство.
Третья проблема — это особенности транспортировки растений. Согласно санитарным нормам, действующим в России, перевозить в одном транспорте цветы и продукты питания запрещено. Впрочем, все игроки цветочного рынка ждут, что скоро все изменится. Ученые разрабатывают новые технологии упаковки растений. И они помогут в разы снизить стоимость транспортировки цветов без нарушений норм СанПин.
Еще один подводный камень цветочного бизнеса — недостаточное производство собственного посадочного материала. Его приходится завозить из-за рубежа. Культивирование на отечественных предприятиях высокопродуктивных сортов роз и тюльпанов уже идет, но этот процесс будет долгим и трудоемким.
По оценке экспертов и производителей, только через 5-7 лет в России начнут выращивать достаточный объем посадочного материла. То есть процесс импортозамещения идет, но нужно набраться терпения.

И самая главная, на мой взгляд, особенность цветоводства: она сильно зависит от количества сотрудников. Дело в том, что производители цветов под срезку в статусе малого и среднего бизнеса получают льготные кредиты. А вот для предприятий лёгкой промышленности правила изменились: чтобы сохранить этот статус, нужно увеличить численность сотрудников до определенного количества. В связи с этим отрасль оказалась перед выбором: либо сокращать объем социальных отчислений для цветоводов, либо создать им условия для сохранения статуса малого и среднего предприятия. И в том и другом случае государство поддержит цветочную отрасль и создаст дополнительный приток инвестиций. А это, мы верим, ускорит процесс импортозамещения.