Авторский сыр и крафтовый чай: почему фермерам сложно выйти на маркетплейсы?

в Обзоры
09 марта, 2023

Маркетплейсы — самая масштабная площадка для продажи в современном мире. Там можно найти все, что угодно: от экзотических фруктов и новейших гаджетов до авиабилетов и брендовых вещей. Единственное, что еще редко можно встретить на маркетплейсах – фермерские продукты. Почему так сложилось? В чем сложность взаимодействия между фермерами и крупнейшими торговыми площадками? На эти вопросы отвечает Виталий Тейн, предприниматель, блогер, селлер на маркетплейсах.

Почти экзотика

«Несколько лет назад продукты питания на маркетплейсах скорее были экзотикой, сейчас ассортимент позиций гораздо шире. Интерес селлеров к этой теме высок, потому что спрос на продукты есть всегда. Однако, прежде чем принимать решение о вхождении в эту нишу, нужно учесть несколько моментов. Уточню, что советы касаются работы не специализированных интернет-площадок для фермеров, а популярных, крупных маркетплейсов.

Основная проблема — через маркетплейсы сложно продавать скоропортящиеся продукты. Нужно соблюдать сроки и правила хранения, организовать быструю доставку, контролировать логистику, обеспечивая правильное товарное соседство, иметь все необходимые сертификаты. Наиболее разумным решением выглядит торговля продуктами долгого хранения. Это, прежде всего, бакалейная продукция – чай, мука, крупы, орехи, масла. Но даже у этой категории сроки хранения имеют ограничения, а требования к условиям хранения выше, чем у непродовольственной группы товаров.

Учитывая все нюансы, я бы не рекомендовал новичкам начинать работу на маркетплейсах с фермерских продуктов.  У них еще нет опыта продвижения карточек с товарами, поэтому продукция будет покупаться очень медленно, а это приведет к залеживанию на складах и к дальнейшей порче продуктов. Экспериментировать с этой группой товаров может селлер, умеющий быстро выводить карточки в топ.

Большие вложения и низкая маржа

Еще один нюанс. Необходимы большие вложения на старте в закуп товара и продвижение карточек – не менее 5 млн рублей. Чтобы карточка не выпадала из топа, нужно обеспечивать регулярность продаж. Это значит, что товар на складах должен быть постоянно. А продукция фермера, как правило, имеет ограниченные поставки. И зачастую они зависят от сезона.

Есть термин «контрактное производство». Он означает, что производитель изготавливает продукцию для конкретного продавца. И он реализует этот товар под своим торговым брендом. Однако и этот вариант – не лучший для фермерских продуктов. Причина логичная: высокая себестоимость товара и низкая маржа.

Выгодным вариантом для селлера может стать продвижение на маркетплейсе продукта производителя (по договоренности) за проценты от продаж.

В целом же, при грамотном подходе и правильной организации процесса, продажа фермерской продукции через маркетплейс может оказаться вполне перспективной. Хотя и будет требовать больших финансовых вложений.