Сельский туризм в России: юридические нюансы и «подводные камни»

в Мнения
11 сентября, 2023
агротуризм

Агротуризм в России развивается, но медленно. Одна из причин этого — юридические несовершенства. О них порталу АгроВести рассказывает Алексей Чернышов, руководитель центра правовой поддержки проекта «Мой гектар».

Понятие «сельский туризм» в России появилось только в июле 2021 года, когда в закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» были введены поправки. В соответствии с новым документом сельский туризм отнесли к приоритетным направлениям государственного регулирования туристской деятельности. Более того, власти разработали федеральный проект, в рамках которого подготовили целый комплекс мер поддержки для сельхозпроизводителей, которые хотели бы заниматься сельским туризмом. В числе этих мер — льготное кредитование, гранты, премии и прочее.

Хороший, нужный закон и отличные планы, которые, уверен, будут реализованы. Если власти смогут решить всего один, но очень затянувшийся вопрос. Дело в том, что правительством РФ до сих пор не установлены требования к сельскохозяйственным товаропроизводителям при оказании ими услуг в сфере сельского туризма. То есть власти не внесли изменения в Земельный Кодекс РФ,  не дополнили его такими объектами, как «сельские средства размещения», «объекты, используемые для приема туристов», «объекты туристского показа», «объекты развлекательной инфраструктуры», включая «детские развлекательные комплексы».

Логика в том, что, согласно закону, в сфере агротуризма могут работать только сельхоз товаропроизводители — они предоставляют туристам временное размещение на своих участках для отдыха и досуга, организуют их участие в работах «на земле» — без извлечения материальной выгоды. Поэтому возникает необходимость определиться с понятием, что является «объектом сельского туризма».

В проекте постановления правительства дается интересное определение этому термину. «Объект сельского туризма» — имущественный комплекс, включающий в себя объекты по производству, переработке, хранению и реализации сельскохозяйственной продукции, сельские средства размещения, объекты, используемые для приема туристов, объекты туристского показа, объекты развлекательной инфраструктуры, включая детские развлекательные комплексы.

Таким образом, чтобы сельскохозяйственный земельный участок получил статус «объекта сельского туризма», на нем нужно построить туристические строения из озвученного выше списка. Парадокс в том, что действующее земельное законодательство запрещает строительство подобных объектов на землях сельхозназначения.

В итоге получается, что сельскохозяйственный товаропроизводитель, а только он может заниматься сельским туризмом, строит на своих сельхозземлях объекты по производству, переработке, хранению и реализации сельскохозяйственной продукции (что разрешено ст.77 Земельного Кодекса), но для целей сельского туризма на этих же сельхозземлях не может построить объекты по размещению туристов и обеспечению их досуга, так как  это запрещено ст.77 Земельного Кодекса.

Именно этот парадокс является главным фактором, который тормозит всю новую туристическую отрасль.

Те немногие СХТП, которые занимаются в настоящее время сельским туризмом, вынуждены объекты для размещения туристов строить в отрыве от своих сельхозобъектов — на земельных участках в населенных пунктах. А это накладывает дополнительные расходы на покупку участков или взятию их в аренду. Кроме того, такой выход из ситуации создает дополнительную транспортную нагрузку, ведь туристов нужно привозить из населенных пунктов на фермы, а затем отвозить их обратно. 

Важно учитывать и пожелания самих туристов. Они хотят с головой погрузиться в романтику сельской жизни — размещаться на природе, а не в населенных пунктах.

Ранее портал АгроВести писал: Свадьба на ферме: в России формируется новый тренд