Улиточный бизнес глазами опытного бизнес-консультанта: нюансы и возможности

в Мнения
03 апреля, 2023

Андрей Волков, бизнес-консультант, маркетолог

Блюда из некоторых видов улитки – например, виноградной или горной, подают в изысканных ресторанах всего мира. Главные поставщики моллюска – фермеры, которые разводят улиток для мяса и для икры – это особый деликатес, который только набирает популярность у гурманов.

В настоящий момент активно нарастает потребность рынка в аквакультурах, при этом спрос на них покрывается в среднем лишь на 5-10%. Например, по креветкам складывается интересная ситуация: огромный, раскаченный годами спрос, а купить не у кого. Про долю улиточного бизнеса в общей картине производства моллюсков и говорить нечего. Она очень мала. Но перспективна.

Я проводил исследование российского рынка улиток, и могу сказать, что отечественные производители значительно отстают от зарубежных по наименованию. Так, в России только две популярные позиции в пищевой отрасли — это замороженные улитки на тарелках и большие упаковки улиток в пакетах. В Европе же популярны консервированные улитки в банках, кремы для бутербродов, а также различные специи и соусы для самостоятельного приготовления улиток.

В ходе своего исследования провел анализ того, какими «улиточными вопросами» люди интересуются в Яндексе. Оказалось, что чаще пользователи интернета ищут информацию об улитках для разведения, покупки, косметологии. Реже их интересует покупка моллюсков для употребления в пищу. Тем не менее, в месяц Яндекс получает около 40 тыс. запросов «улитка для еды». Если предположить, что хотя бы еще 5% от всех остальных запросов косвенно связаны не просто с поиском информации о моллюсках, а именно с их употреблением в пищу, то получаем уже 100 тыс. запросов в месяц. Для сравнения: совокупные запросы по устрицам составляют 200 тыс. в месяц. Вывод очевиден: спрос на съедобных улиток в России есть, и он довольно внушительный.

Пришел еще к одному любопытному выводу. Пользователи Яндекса не ищут конкретный бренд или конкретного производителя улиток, они не выделяют моллюсков по вкусовым характеристикам или по качественным. Например, с кишечником улитка или нет. Пользователи не ищут информацию о том, сколько улиток в упаковке, какие ингредиенты или специи использованы для приготовления деликатеса. Они даже не уточняют, какова цена улиток. Покупатель просто не знает ответов на все вышеперечисленные вопросы. И не знает, с чем сравнивать информацию.

Какой вывод? Дефицит знаний у потребителя, — и плюс отсутствие сильных брендов-конкурентов на рынке, дает шанс любому дистрибьютеру или производителю стать лидером отрасли. Нужно лишь сделать первые шаги в этом направлении.

Кроме того, сейчас для производителей улиток сложилась вдвойне благоприятная ситуация. Во-первых, санкции и контрсанкции ограничили оборот иностранной продукции. Рост цен на официальный и серый импорт, рост логистических тарифов, дешевый рубль и падение доходов населения активно способствуют тому, что потребители переключаются на отечественные аналоги. Во-вторых, карантинные ограничения, которые действовали в России последние годы, изменили пристрастия россиян. И они зачастую отказываются от посещения ресторанов ради опыта употребления деликатесной или экзотической продукции — и переносят этот опыт домой. То есть россияне готовы купить улиток и приготовить их самостоятельно. Либо же принести домой уже готовый продукт для дегустации. И такое поведение соотечественников, разумеется, выгодно для производителей моллюсков.

В заключение скажу, что технологический цикл производства виноградных улиток не требует настолько уникальных географических условий или компетенций, как например, производство вина. И, в отличие от производства устриц и мидий, требует меньших инвестиций и обеспечивает почти мгновенную отдачу, по сравнению с любой категорией растениеводства, животноводства или мореводства.

Даже теплицы с огурцами на гидропонике, чей срок вызревания сегодня исчисляется днями, проектируются и строятся гораздо дольше. Все это позволяет говорить о том, что виноградные улитки, вернее, в целом улиточный бизнес в России, будет развиваться семимильными шагами. И процесс запущен будет очень скоро.