Отмена НДС на продукты с истекающим сроком годности: у фудшеринга в России появится шанс на развитие

в Обзоры
10 июля, 2023
фудшеринг

Депутаты ЛДПР предложили внести поправки в налоговой кодекс — отменить НДС на продукты питания и бутилированную воду, у которых истекает срок годности. При условии, что они будут переданы нуждающимся россиянам — именно так во всем мире работает фудшеринг.

Как новый законопроект может помочь в решении самых актуальных проблем страны? Эксперты из разных отраслей делятся своим мнением с порталом «Агровести».

Сергей Гебель, генеральный директор консалтинговой группы «Гебель и партнеры»

Не имеет значения: продан товар, либо же его отдали бесплатно, — торговые сети несут одинаковые налоговые издержки независимо от способа реализации продукции. Единственным исключением, когда НДС можно не платить, является утилизация продукта. То есть ритейлерам выбросить или утилизировать вполне пригодный к употреблению продукт выгоднее, чем бесплатно отдать его на благотворительные цели. Именно по этой причине предприниматели именно выбрасывают, а не раздают продукты нуждающимся, поскольку в ином случае их могут привлечь к ответственности за уклонение от уплаты НДС. 

Безусловно, новый законопроект положительно скажется на развитии фудшеринга в России. Предложенные налоговые поправки будут стимулировать предпринимателей более активно участвовать в благотворительной деятельности, в частности путем безвозмездной передачи продовольственных товаров нуждающимся гражданам. От изменений выиграют все участники этой цепочки — бизнес начнет более охотно бесплатно раздавать продукты, что в определенной степени повысит его репутацию, а нуждающиеся люди получат адресную поддержку.

Михаил Силантьев, директор ассоциации «Фермеры Русского Севера»

Закон, надеюсь, будет принят. И уже сейчас стоит задуматься, как будет построен алгоритм передачи продуктов с истекающим сроком годности нуждающимся. Раздать их напрямую из магазина — нельзя, все же торговые сети нужны для продажи, а не для благотворительности. Здесь, вероятнее всего, нужен какой-то посредник. Идеально, если это будет какая-либо общественная или благотворительная организация, которой государство поможет грантовой поддержкой. Например, компенсирует часть расходов на аренду транспорта, необходимого для перевозки продуктов питания из магазина к пункту хранения и выдачи. Или на покупку холодильного оборудования, на оплату аренды мест хранения, на какие-то расходные материалы. Без такой поддержки, на мой взгляд, данный механизм работать не будет. Кроме того, в данном контексте очень нужна совместная работа с социальными службами: им предстоит донести до нуждающихся информацию о том, как, когда и где благотворители раздают продукты питания.

Сегодня в РФ нет таких крупных благотворительных организаций, которые могли бы на себя взять озвученные выше функции. Но они появятся, если власти поставят такую задачу.  В последние годы в стране появилось множество государственных и частных фондов, общественных организаций, которые решают разные социальные вопросы на средства грантов Президентского фонда. Стало быть, если появятся гранты на создание и использование инфраструктуры для фудшеринга, то появятся и те, кто возьмет на себя роль посредника между торговыми сетями и нуждающимися.

Возможно, эту роль вполне могли бы взять на себя религиозные организации. У них есть место, куда можно складировать продукты питания, и есть волонтеры, которые могли бы помочь с их раздачей. Но даже таким организациям потребуется грантовая поддержка государства, потому как логистика – вещь затратная. Продукты нужно транспортировать, хранить, сортировать. Даже если от момента их получения в магазине и до раздачи нуждающимся проходит всего несколько часов.

Кроме того, нужно понимать, что бесплатные продукты с истекающим сроком годности — это не панацея для полноценной поддержки нуждающихся, а лишь дополнительная мера поддержки. Здесь примером может стать опыт стран мира, в которых давно пришли к пониманию: социально незащищенным группам населения нужны не субсидии и выплаты, которые тратятся на другие цели, а продукты. Проблема в том, что фудшеринг не может гарантировать постоянный поток еды. Потому в большинстве развитых стран и работают специальные программы госзакупок продукции у местных фермеров. То есть государство не рассчитывает на случай: сегодня будут или не будут поставки бесплатной еды из магазинов, а гарантировано предоставляет людям продукты. Плюс к этому, еще и обеспечивает работу своим фермерам, заключая с ними договоры на производство нужных продуктов питания. В России подобной системы нет. Единственное, что в качестве эксперимента вводятся продуктовые карточки для малоимущих. Их можно использовать в сетевых магазинах – обменять на продукты, которые, в основном, закупаются за рубежом. Соответственно, эти карточки никак не развивают отечественную экономику, не помогают развивать фермерство, не создают рабочие места на селе.

Дмитрий Морковкин, кандидат экономических наук, доцент Департамента экономической теории Финансового университета при Правительстве РФ

Новый законопроект уже передан на рассмотрение в Госдуму РФ. И если он будет принят, то может стать значимым инструментом социальной поддержки и снижения налогового бремени на предпринимательский сектор. Все логично: появится возможность одновременно решить проблему борьбы с продовольственным отходами и последующей переработки продуктов питания с истекшим сроком годности, а также помочь отдельным социальным группам населения, находящимся за чертой бедности, которые не могут себе позволить некоторые категории продуктов.

Станислав Сидоров, маркетолог, эксперт в маркировке продукции

Вероятно, отмена НДС снимает некоторые финансовые барьеры для предприятий, которые могли бы заниматься фудшерингом.

На мой взгляд, фудшеринг в данном случае может быть организован несколькими способами. Во-первых, это «прямая передача», то есть торговые сети могут напрямую передавать продукты людям или семьям, которые нуждаются в них. Такой механизм может заработать с помощью волонтерских программ или партнерства с местными благотворительными организациями.

Во-вторых, помочь могут банки еды, став некими «центральными точками» — сюда доставляются продукты, и здесь же нуждающиеся могут их получить. Банки еды также могут помочь в транспортировке продуктов и обеспечить их должное хранение.

Следующий вариант – фудшеринговые приложения, некие онлайн-платформы, которые помогут скоординировать передачу продуктов. В том числе, напрямую между торговыми сетями и нуждающимися. Цифровые решения, помимо прочего, необходимы для того, чтобы вести строгий учет срока годности продуктов, соблюдение всех стандартов безопасности пищи.

Николай Петров, член актива Молодежного парламента при Госдуме РФ

Отменяя НДС на продукты с истекшим сроком годности, правительство поощряет торговые сети к благотворительности. Таким способом можно будет решить две важных задачи. Социальную — обеспечить малоимущих граждан продовольствием, и экологическую — сократить количество пищевых отходов.

Если говорить об отмене НДС на бутилированную воду, то это поможет сделать ее более доступной для организаций и частных лиц, распространяющих ее бесплатно. В том числе, во время чрезвычайных ситуаций.

Отмена НДС, на мой взгляд, является положительным шагом, одного этого может быть недостаточно для полноценного развития фудшеринга в России. Логистические задачи, обеспечение безопасности пищевых продуктов и поддержка надлежащих систем их хранения и распределения — это ключевые моменты, которые предстоит решить, и от которых во многом будет зависеть судьба фудшеринга.

Как может быть организована передача продуктов от торговых сетей до малоимущих? По моему мнению, самой подходящей станет B2C-модель фудшеринга, которой пользуются производители продуктов питания. Как правило, алгоритм основан на работе волонтеров, которые по договоренности приезжают в организацию за продуктами, а затем распределяют их между своими подопечными. Либо размещают в соцсетях или на специальных онлайн-платформах объявления с фотографиями и описаниями продуктов питания. Те, кому они нужны, приезжают за «посылкой» сами.

На мой взгляд, если НДС отменят, то правительству нужно будет определить список организаций, уполномоченных работать с торговыми сетями – забирать у них продукты и распространять их. Соответственно, такие организации должны иметь склады, в которых можно безопасно хранить, сортировать продукты питания. Попутно проверяя их качество, чтобы быть уверенными: товар соответствует стандартам безопасности.