«Вопросы с сырьем и упаковкой решены»: кондитеры России продолжают адаптироваться под западные санкции

в Обзоры
20 июня, 2023
кондитеры

Кондитерская отрасль России всегда была максимально интегрирована в мировой рынок. Как итог: западные санкции сильно отразились на отрасли, поставив под удар работу как небольших предприятий, так и компаний-гигантов. Как, спустя время, кондитеры адаптировались под новые реалии? С какими вызовами они сталкиваются до сих пор, а какие проблемы удалось решить? На эти вопросы порталу Агровести отвечает Вячеслав Лашманкин, исполнительный директор Ассоциации предприятий кондитерской промышленности «АСКОНД».

Вячеслав Евгеньевич, всем очевидно, что западные санкции стали ударом для кондитерской отрасли России. В перечне запрещенных к ввозу в РФ товаров («пятый санкционный пакет»), оказались красители и эмульгаторы, без которых невозможно существование отрасли. Какой выход нашелся из этой ситуации?

Любые ограничения являются барьером в развитии, особенно для отрасли с такой высокой степенью интеграции в мировой рынок, как кондитерская промышленность. И несмотря на то, что прямого запрета на экспорт кондитерской продукции в санкционных пакетах нет, однако под санкции, например, попали эмульгаторы и сложные пищевые красители.

Кроме того, нам отказали в праве использовать европейские лаборатории для анализа готовой продукции, а это было важным условием при экспорте российской кондитерской продукции в страны ЕС.

Также наша экспортно- ориентированная отрасль столкнулась с невероятными сложностями при проведении международных расчетов, с необходимостью полностью перестраивать логистику в направлении стран дальнего зарубежья, с необходимостью поиска альтернативных вариантов по запасным частям, упаковке, сырью и массой других проблем.

В этом потоке проблема с запретом ввоза сложных красителей и эмульгаторов сейчас кажется не такой уж значительной, хотя для российских кондитеров та ситуация так и осталась необъяснимой: эти ингредиенты используются только в пищевой промышленности, и им сложно в один момент найти замену, поскольку производство красителей и, особенно, эмульгаторов — очень высокотехнологичное и крайне важно, чтобы эмульгатор точно попал в рецептуру кондитерского изделия.

Тем не менее, предприятия отрасли сконцентрировали усилия и нашли выходы из ситуации. Красители научились делать отечественные производители, а по эмульгаторам появились интересные решения у китайских и турецких производителей.

 Поэтому, надо отметить, на текущий момент практически все вопросы с сырьем и упаковкой решены.

Осенью прошлого года в отрасли заговорили о том, что из-за санкций многим кондитерским предприятиям пришлось менять рецептуры уже привычных изделий, адаптировать их под новые ингредиенты. Говорилось, что этот процесс сложный, длительный и финансово емкий. Он продолжается или уже завершился? Можно ли говорить о каких-то предварительных его итогах?

Можно с уверенностью утверждать, что ассортимент кондитерских изделий, который есть на полках наших магазинов, является одним из самых широких в мире.

Конкуренция между производителями сладостей на российском рынке была и остается очень высокой, а качество продукции является одним из ключевых факторов, определяющих выбор потребителей. Поэтому наши производители очень консервативны в части выбора как рецептур, так и сырья для производства готовой продукции. Искушенный российский потребитель может не принять экспериментов с составом и перейти от привычной марки к продукции конкурентов. Поэтому ключевой темой прошлого года была не столько замена рецептур, сколько поиск точных аналогов ингредиентов, которые на тот момент не производились на территории Российской Федерации и стран ЕАЭС, и выстраивание альтернативных логистических маршрутов для их доставки.

Конечно, появились и новые продукты, в том числе в эконом-сегменте, которые также пользуются спросом, но речь идет именно о разработке новых кондитерских изделий, а не о корректировке рецептур зарекомендовавшей себя продукции.

Что касается поиска новых решений в части ингредиентов для кондитерской продукции и того, закончился ли этот процесс: нет, он не закончится никогда, потому что мы с вами, как потребители, постоянно хотим чего-то нового, ищем в кондитерских изделиях новых ощущений, а производители ищут способы пойти нам навстречу и предлагают новые и новые вкусы.

Кондитеры говорят, что заметно выросли цены на шоколад. Кроме того, они обеспокоены тем, что в России возможен дефицит этого «сладкого продукта». «АСКОНД» прогнозирует такую ситуацию?

Цены на шоколад в период с апреля 2022 года по апрель 2023 года практически не изменились, а вот цены на ключевые ингредиенты для его производства меняются. И меняются очень заметно. Так, рыночная цена какао на этой неделе выросла до 3160 долларов США за тонну, что является рекордным показателем за последние 6 лет. С начала года масло какао подорожало на 20,5%. Эти изменения связаны с ожидаемым снижением товарных запасов какао-бобов в Гане и Кот-д’Ивуаре из-за неблагоприятных погодных условий в Западной Африке.

Также в период с января 2023 года по май выросли оптовые отпускные цены на сахар. Если в январе тонна сахара в опте стоила 50 руб/кг., то сейчас сахар продается уже по цене 61 рубль с ростом к началу года в 22%.

Если ситуация с ценами на сырье не изменится, то у производителей шоколада неизбежно будет расти сырьевая составляющая в себестоимости готовой продукции. Сейчас это может быть не так заметно, поскольку ситуация у всех разная: кто-то работает с сахаром на долгосрочном контракте, и для таких компаний рост цен на сахар в первом полугодии не так заметен, а кто-то покупает сахар по мере необходимости — там будет другая цена. У кого-то из производителей шоколада есть долгосрочные контракты по бобам и тертому какао, а у кого-то и вовсе есть собственная переработка бобов. Однако при сохранении высоких цен на сырье вряд ли можно ожидать снижения цен на готовую продукцию.

А вот дефицита шоколада пока можно точно не опасаться. В Российской Федерации сегодня сосредоточены производственные мощности, которых достаточно не только для полного обеспечения запросов россиян, но и для отгрузок продукции на экспорт. Так, в 2021 году в нашей стране было произведено почти 4 млн тонн кондитерской продукции, из которых 800 тысяч тонн было направлено на экспорт. В сегменте «шоколад» этот процент еще выше — почти 29% всего шоколада, произведенного в России, направляется на экспорт.  

В части обеспеченности сырьем неразрешимых проблем также пока нет. Тем не менее, уже сегодня предприятия отрасли, отраслевая Ассоциация ищут решения для диверсификации географии поставок какао-бобов и какао-продуктов.

А ингредиенты, которые стали производить в России в рамках процесса импортозамещения, не уступают по качеству зарубежным аналогам?

Нет, не уступают, а в чем-то даже и превосходят. Как я говорил выше, кондитеры — очень требовательные покупатели. Нам нужно сырье, которое точно попадет в рецептуры и на компромиссы уважающие себя производители просто не пойдут.

Конечно, пока еще далеко не все, что нам нужно, производится в нашей стране, и наши регуляторы помогают отрасли обеспечивать бесперебойный импорт. Тем не менее, если посмотреть в структуру себестоимости кондитерской продукции, можно увидеть, что значительная доля ингредиентов производилась в РФ и до введения ограничений.

Так, плитка молочного шоколада на 40-50 процентов состоит из сахара. В нашей стране производится свыше 6 млн тонн сахара, 1,5 млн тонн которого приходится на нужды предприятий кондитерской промышленности. Молочная продукция производилась и производится преимущественно в России. Продукты масложировой группы (а это тоже достаточно весомая статья в структуре себестоимости) и так практически полностью производились в РФ — да, из тропического сырья, но конечная продукция производится в России.

Надо также сказать, что у всех крупных производителей шоколада и шоколадных кондитерских изделий, входящих в состав «АСКОНД», на протяжении многих лет действовали программы локализации по сырью и упаковке, которые достаточно успешно выполнялись. Эти программы не были обусловлены какими-то внешними факторами, но именно они во многом помогли предприятиям отрасли справиться с вызовами прошлого года.