Дефицит кадров в АПК: мнение экспертов о том, как можно изменить ситуацию

в Обзоры
14 июня, 2023

Одна из самых актуальных проблем агропромышленного комплекса России — дефицит кадров. Фермы, хозяйства и даже крупные производства работают на сельских территориях — там, откуда, согласно последним тенденциям, стараются «сбежать» в город все жители трудоспособного возраста. Кроме того, последние десятилетия у профильных вузов был настолько низкий рейтинг, что в них поступали по остаточному принципу: никуда не прошел по проходным баллам — стал студентом сельхоз института. Меняется ли отношение молодежи к профильным вузам и какие меры необходимо предпринять, чтобы отрасль не испытывала дефицита кадров? На эти вопросы порталу Агровести отвечают авторитетные эксперты отрасли.  

Ринат Резванов, советник по образовательной деятельности и направлению устойчивого развития Федерального исследовательского центра картофеля им. А.Г. Лорха

«Во-первых, мы, как один из ведущих агрономических научных центров в стране, формируем целый пул базовых вузов, с которыми очень активно взаимодействуем. Причем с нашей стороны востребованы не только молодые специалисты строго агрономического или биотехнологического профиля. Нам нужны квалифицированные экономисты, маркетологи, специалисты по земельно-имущественным отношениям и IT-технологиям – список можно продолжать и дальше, вплоть до кадров, специализирующихся в сфере международной научно-технологической политики.

Объективности ради подчеркнем – в глубоко интегрированных проектах с отечественной агрономической наукой особенно заинтересованы наши коллеги из дружественных стран африканского континента, Латинской и Южной Америки, не говоря уже о регионах Передней и Юго-Восточной Азии.

Достаточно сказать, что, например, Объединенные Арабские Эмираты довольно динамично наращивают производство собственного картофеля — это неотъемлемая часть планомерно проводимой в ближневосточной стране политики укрепления национальной продовольственной безопасности. Соответственно, целый ряд стран уже сейчас последовательно снижает долю воздействия крупных транснациональных компаний на внутренний агропродовольственный рынок. И здесь внимание уже обращается на передовые с точки зрения развития агрономической науки суверенные страны — и в числе первых стран, безусловно, выступает Россия.

Во-вторых, нужно задуматься о способности высшей школы дать отечественному научно-технологическому сектору сильных специалистов. Мы понимаем: с одной стороны, есть демографическое давление — на сегодняшний день не так велико общее число поступающих в вузы, как это было, допустим, еще пару десятков лет назад. Определенный всплеск ожидается только ближе к концу 2020-х годов. А соответственно, более-менее массовые выпуски специалистов придутся уже на начало следующего десятилетия. Срок для российской агрономической науки чрезвычайно большой — к тому времени, без системной и постоянной кадровой восполняемости, мы можем утерять целые научные школы и исследовательские направления. К тому же, на сегодня сложилась не самая приятная ситуация, когда в ту же агрономию зачастую идут по так называемому «остаточному» принципу, когда поступить в другие вузы не получилось.

С учетом имеющихся — не самых благоприятных внешних обстоятельств — мы пошли на довольно-таки уникальный и смелый для отечественной специфики эксперимент. Сейчас на базе ФИЦ картофеля им. А.Г.Лорха развернулась интенсивная работа с мотивированной молодежью 10-11 классов. Все это мы делаем на безвозмездной основе в рамках проекта «Академический агрокласс».

Ребята в течение учебного года работают у нас над исследовательскими проектами под руководством научных наставников. Как правило, это ведущие ученые либо заведующие лабораториями, которые находятся вместе с ребятами и на поле, и за ламинарными боксами в лабораториях. Уже весной собираются тематические научно-методические комиссии, на которых проходит защита исследовательских проектов слушателей «Академического агрокласса». Успешно защитившиеся школьники, по итогу, заслуженно получают целевые направления в ведущие профильные университеты нашей страны.

Заинтересована ли в подобных инициативах высшая школа? Безусловно! Начнем с того, что вузы получают сильно мотивированных и получивших хорошую практику студентов. Не говоря уже о готовых персональных траекториях профессионального роста будущих квалифицированных специалистов. А для государственной научно-технологической политики — это возможность создать один из столь желанных и востребованных элементов смычки университета и академической науки».

Дмитрий Теплов, директор Краснокамского ремонтно-механического завода, на котором производят кормозаготовительную технику и навесные фронтальные погрузчики

«В целом по стране ситуация с профильными институтами, безусловно, складывается по-разному. Нашему пермскому краю повезло, выпускники аграрно-технологического университета им. Д.Н.Прянишникова (ПГАТУ) — это востребованные специалисты. К нам на работу в конструкторский отдел, например, приходят выпускники инженерного факультета — и поверьте, уровень их подготовки не уступает выпускникам политехнических вузов. При этом большинство выпускников ПГАТУ родом из небольших городов края, поэтому они более заинтересованы в работе и более мобильны, чаще готовы переехать к нам в пригород Перми — Краснокамск. Коренные пермяки таким желанием, как правило, не горят.

Каких специальностей не хватает АПК – высокотехнологичных или рабочих? Поделимся личным опытом. Специалисты Центра методической поддержки клиентов КРМЗ регулярно выезжают в молочные и мясные хозяйства по всей стране, чтобы запускать наши кормозаготовительные комплексы, проводить инструктаж по использованию машин KRMZ Innovation и отлаживать процессы применения «Технологии КРМЗ: сенаж в линию». В ходе таких поездок наши коллеги отмечают недостаток агрономов, зоотехников, ветеринаров. 

Еще одна важная проблема: даже когда все специалисты на месте, у них часто отсутствуют навыки совместной системной работы. А это необходимо, например, в рамках работ по заготовке кормов: от постановки целей зоотехником — к планированиюю «зеленого конвейера» агрономом и далее — к подготовке машинного парка и плану полевых работ от механизаторского звена.

На мой взгляд, изменить ситуацию поможет межвузовское сотрудничество. Компетенции агровузов в разных регионах России отличаются.  Например, в Пермском крае развито изучение современных способов кормозаготовки, есть научная база и специалисты, способные научить всем аспектам внедрения сенажа в упаковке в жизнедеятельность любого мясного или молочного хозяйства. Они могут по запросу работать с другим агровузами, удаленно или в рамках выездных элективных курсов. Ученые из других регионов могут аналогично предлагать свои компетенции нашим студентам.

Можно даже создать Центры компетенций, которые объединят ученых, производителей сельхозтехники, специалистов-агроконсультантов. Такие центры будут целенаправленно работать на продвижение определенных, актуальных знаний  и навыков по всем российским агровузам».