
Согласно статистике, россияне стали потреблять больше «зеленых» продуктов, в их числе — альтернативное молоко. Как изменился рынок растительного молока за последние годы и какие у него перспективы? Об этом порталу «Агровести» рассказывают эксперты Екатерина Курбатова и Роман Шалимов.
Екатерина Курбатова, эксперт портала ТРТС24
Рынок растительного молока в России развивается быстро, при этом наиболее популярными видами альтернативного молока являются соевое, овсяное, миндальное, кокосовое, рисовое, гречневое, фундуковое, кедровое, чечевичное и ячменное. В связи с этим даже разработан ГОСТ Р 70650-2023, который регулирует производство растительных напитков.
На мой взгляд, спрос на альтернативное молоко не является просто модой или трендом. Это смена мышления потребителей: они все больше обращают внимание на свое здоровье. А растительное молоко богато витаминами и не содержит лактозы, что делает его более доступным для людей с непереносимостью лактозы.
Кроме того, все больше потребителей включаются в процесс защиты окружающего мира, они стараются внедрить экологические привычки, выбирать товары с наименьшим углеродным следом. А производство растительного молока требует меньше воды и земли, чем производство животного молока, что делает его более экологически чистым. Кроме того, растительное молоко может использоваться в различных блюдах и напитках, что расширяет его потенциальную аудиторию. Все это доказывает, что перспективы у альтернативного молока в России есть, и они довольно высоки.
Роман Шалимов, СЕО «Точка Роста», специалист по потребительским дегустациям
Многие открыто смеются над альтернативными продуктами. Где-то — оправдано, а где-то — напрасно. Например, в мясной отрасли производители с иронией относятся к альтернативам: мол, обороты настолько малы, что таких конкурентов нельзя воспринимать всерьез. У производителей молока складывается иная ситуация. У них, в отличие от «мясников», практически нет такой финансовой подпорки, как экспорт — по понятным логистическим причинам. Потому в России с каждым годом все меньше производителей, в том числе и крупных, которые кричат: «Маленькая ниша! Это несерьезно! Это не молоко, а растительные напитки!»
Я занимаюсь потребительскими дегустациями продуктовых новинок. Через нас проходили и проходят товары крупнейших производителей, в том числе Эфко, Alpro, Velle и др. Потому я опираюсь в своих словах на факты, а не на домыслы: рынок растительного молока стабильно растет. Свою роль в этом играет и PR-кампания, которую непонятно, кто спонсирует, но которая пропагандирует вред молока. Якобы пить его опасно для здоровья, особенно детям, якобы коров кормят антибиотиками и пр. То есть идет целенаправленное, системное отлучение потребителя от молока. Картошка и хлеб этот путь прошли, превратившись из привычной, традиционной пищи во «вредителей».
Идем далее. Потребитель становится все разборчивее в выборе продуктов. И когда у жителя мегаполиса бариста спросит: «Вам обычное молоко? Или овсяное, арахисовое или миндальное?», он состроит гримасу. Обычное молоко пьют обычные люди. А не модные, современные, заботящиеся о себе.
Любая индустрия движима массами, потому всегда — и в каждой отрасли, есть некий флаг, с которым все должны куда-то бежать, кому-то и что-то доказывать. В молочной отрасли ранее этот флаг назывался «безудержным обезжириванием всего». А сейчас появилась растительная альтернатива молоку. Потом, уверяю, появится новый тренд.
В целом, у альтернативного молока, на мой взгляд, будущее есть. Оно прочно займет свою нишу на рынке, пусть и небольшую.