Директор агрохолдинга «Дары Малиновки» о том, как устроено производство семенного картофеля
С уходом части иностранных производителей все острее становятся вопросы импортозамещения семян. Анна Герман, совладелец и операционный директор агрохолдинга «Дары Малиновки» рассказывает порталу «АгроВести» о том, как российские компании заменяют зарубежных поставщиков на рынке семян.
О логистике, теплицах и собственном производстве
Анна, почему «Дары Малиновки» начали заниматься выращиванием семенного картофеля?
В 2014 году мы начали производить продовольственный картофель. На тот момент 90% семян поставлялись в Россию от иностранных оригинаторов из Германии и Голландии.
Главной проблемой была логистика — из-за расстояния в более чем 5 тысяч км 30-50% стоимости семян составляли транспортные расходы. Мы понимали, что с такими издержками масштабировать производство будет очень сложно. Поэтому начали искать альтернативы на рынке и пришли к выводу, что в ближайших российских регионах никто не занимался производством семян картофеля. Так мы приняли решение вложиться в запуск собственного производства.
Со временем мы стали многопрофильным предприятием и начали производить семена других культур — масличных и зерновых.
У вас изначально были подходящие ресурсы: опыт, знания, научные разработки?
Нет, изначально у нас почти не было ресурсов. Сначала мы решили поехать на продовольственную выставку в Ганновер, на которой встретились с собственниками оригинаторов из Германии и Голландии. Нам удалось убедить их в том, что в Сибири перспективно заниматься выращиванием картофеля. После этого компании согласились поделиться с нами технологиями, опытом и знаниями, которые были нужны для запуска производства.
Мы построили собственную лабораторию по выращиванию семян, приобрели теплицы и расширили площади посевов для тестирования нового направления. Со временем мы также начали сотрудничать с научными институтами. Например, сейчас наш партнер — Красноярский государственный университет, у которого есть собственные наработки по выращиванию картофеля.
О реализации картофеля, опытах и ученых-агрономах
Куда реализуется ваш семенной картофель? Работаете ли вы с другими регионами, дружественными странами?
Сейчас мы поставляем семенной картофель и другие культуры в федеральные и региональные розничные сети в Красноярском крае, а также в 15 других регионов. Дистрибуцию в более дальние районы России и в другие страны сильно ограничивают логистические издержки, санкции и ряд других факторов, но мы также работаем в этом направлении.
Сколько времени занимает производство семян? Как проходит процесс по этапам?
Обычно цикл производства семенного картофеля длится 5-6 лет. Это значит, что конкретный сорт можно выращивать максимум 6 лет. После этого сортовые признаки неизбежно вырождаются, и картофель теряет прежние качества.
В целом производство семенного картофеля — это многоступенчатый процесс. Он начинается в лаборатории. На первой стадии мы выращиваем оздоровленный материал. Мы получаем растения, которые выглядят как небольшие росточки в пробирках, и черенкуем их специальным микроскопом. Почку растения мы помещаем в специальную среду, в которой она немного подрастает.
После этого наступает второй этап: почку можно сажать в землю. В специальном грунте и в защищенных теплицах мы выращиваем первый урожай — мини-клубни. На следующий год мы высаживаем их в поле. Так вырастает первое полевое поколение, которое мы отправляем на хранение.
На следующий год первое поколение снова высаживается в поле. Появляется так называемый супер-супер-элитный сорт, который в конце года снова отправляется на хранение и новую высадку. Повторяем процесс, и через год мы получаем супер-элиту, а еще через год — элиту.
Что самое сложное в этой работе, и кто ей занимается – это ведь не просто аграрии, а ученые? Возможны ли «сюрпризы» в производстве семян, как и в любом растениеводстве?
Конечно же, знаний, которые люди получают в поле, для работы в лаборатории недостаточно. То есть в производстве семян участвуют ученые с соответствующим опытом и квалификацией, а также сотрудники наших партнеров — научных институтов.
Основная сложность в том, что при производстве картофеля всегда присутствует большое количество вирусов, бактерий и грибков, которые могут ухудшить качество семенного материала. Чтобы сохранить сортовые признаки, необходимо четко соблюдать технологию выращивания на очень длинной дистанции. Для этого мы регулярно делаем ПЦР-тесты и другие анализы, а также строго следим за температурой, влажностью и другими показателями.
Очень большое влияние оказывает погода. Картофель восприимчив к повышенной влажности или засухе — поэтому всегда нужно быть начеку и вовремя вносить корректировки в график поливов.
Еще один важный фактор — это хранение. И чтобы картофель не испортился, нужно, чтобы в течение двух недель после перевозки в ангар температура клубней ежедневно снижалась на 0.5 градуса. В таком состоянии продукция может храниться до 10 месяцев. Следить за параметрами нам помогают автоматизированные системы управления и контроля. Датчики в ангарах замеряют содержание углекислого газа, температуру, уровень влажности и другие показатели.
Какие ресурсы, помимо технологий, специалистов и лаборатории, нужны для запуска такого производства?
Для производства семенного картофеля нужны дополнительные площади земли — у вас обязательно должна быть пространственная изоляция от других культур. Например, нельзя выращивать семенной картофель рядом с продовольственным. Иначе есть риск получить переопыление, заражение культур и вырождение сорта.
А до того, как попасть на поле, семена должны какое-то время развиваться только внутри защищенных теплиц.
В целом производство семенного картофеля — это трудоемкий процесс, который требует больших ресурсов. Но при соблюдении всех технологий мы получаем семена, которые способны дать прибавку в урожайности на 30-40%.
О западных санкциях и импортозамещении
Вы как-то зависели от западных семян, комплектующих, технологий и прочего? Появились ли какие-то проблемы в связи с западными санкциями? Какие и как их преодолеваете?
С уходом части зарубежных производителей техники и поставщиков запчастей увеличилась стоимость обслуживания комбайнов, появились свои сложности с заказом комплектующих. Частично эту проблему сейчас закрывает параллельный импорт.
Если говорить о семенах, то цикл производства семенного картофеля довольно длинный, а вся производственная база «Дары Малиновки» находится в России. Поэтому на данный момент мы не заметили на себе последствия санкций. Конечно, отношения с зарубежными оригинаторами стали чуть более напряженными, но пока все в пределах нормы.
В свое время нам очень помогла программа КНТП «Развитие селекции и семеноводства картофеля в Российской Федерации», запущенная Министерством сельского хозяйства в 2018 году. За счет поддержки российских научных-технических проектов она позволила создать необходимую техническую базу для производства картофеля и появления отечественных сортов семян.
То есть и в вашей отрасли бизнеса идет процесс импортозамещения? Как ваша компания участвует в этом процессе?
Сейчас мы фокусируемся на том, чтобы быть готовыми при усилении санкций обеспечить полную автономность нашего производства по всем направлениям, включая как семеноводство, так и выращивание других культур.
Мы видим, что в этом отношении ситуация на рынке действительно меняется в лучшую сторону. 10 лет назад в Россию поставлялись семена, которые высаживались для производства продовольственного картофеля. Сейчас к нам в основном ввозят либо мини-клубни, либо “пробирки”, поэтому весь дальнейший цикл размножения идет уже на нашей территории.
В целом российские производители уже освоили полный цикл выращивания многих культур. Мы убеждены, что при необходимости отечественные игроки смогут обеспечить рынок необходимым количеством как семенного картофеля, так и других культур.
Напомним, что«Дары Малиновки» работают с 2013 года. Сегодня агрохолдинг — это один из крупнейших агрокомплексов Красноярского края. Основной профиль: семеноводство, производство картофеля и овощей открытого грунта, выращивание растений на заказ и научно-лабораторный комплекс. Ежегодно компания производит и дистрибутирует продукцию в среднем на 1 млрд рублей.