Экологическое земледелие в России: проблемы и перспективы

в Главное, Мнения
22 сентября, 2023

Считается, что в России экологическое земледелие только зарождается. О том, что это такое, в чем польза эко-технологий для всех участников цепи — агропроизводителей, потребителей и природы, порталу АгроВести рассказала Анна Герман, совладелец и директор агрохолдинга «Дары Малиновки».

О бережливом производстве и экоземледелии

Анна, ранее вы говорили, что «Дары Малиновки» делают ставку на бережливое производство. Поясните, о чем идет речь и как на практике осуществляется такое производство?

Бережливое производство — это целая философия работы. Ее основы мы почерпнули из опыта компании «Тойота», постарались перенести принципы «Дао Тойота» в сельское хозяйство.

В бережливом производстве анализируются не только денежные издержки, но и потери времени — они тоже оказывают сильное влияние на бизнес-показатели.
Например, в сельском хозяйстве компании тратят драгоценные минуты на простои и ремонт техники, оптимизацию логистики, на адаптацию к изменениям погоды, а еще — на коммуникацию между сотрудниками.

Поломки техники и климатические аномалии — это непредсказуемые факторы, на которые тяжело повлиять. Поэтому в бережливом производстве компании стараются влиять на то, что находится в зоне их управления. Например, на эффективность коммуникации между сотрудниками. Чтобы управлять командой из 600 человек, мы используем несколько принципов:

Принцип открытого диалога. В сельском хозяйстве критическое значение имеет качество информации. Неточности, искажения фактов или недостаток важных данных приводят к задержкам, а они, в свою очередь, к упущенной выгоде и росту расходов. При этом, по нашим наблюдениям, иногда сотрудники искажают данные отчасти намеренно, потому что не готовы признать свои недоработки. Где-то работники могут что-то недоговаривать или преуменьшать масштаб проблем. Особенно часто такое поведение характерно для менеджмента.

Вот почему мы стремимся создать открытую среду, в которой руководители могут быть искренними. Они меньше боятся рассказывать о своих ошибках и сложностях. Если кто-то из них не справляется, мы обсуждаем проблему вместе с командой и помогаем.

Принцип гибкого реагирования. Как известно, в сельском хозяйстве многие внешние факторы плохо поддаются контролю и прогнозированию.

Именно поэтому в нашей отрасли тяжело прописать все бизнес-процессы по скриптам и инструкциям. Чтобы быть более эффективными, мы делаем ставку на гибкость. Стараемся развивать у руководителей такие качества, как умение принимать оперативные решения и менять план действий в зависимости от конкретной ситуации. Например, если у нас ожидаются затяжные ливни, то команда быстро выезжает в поле, чтобы успеть сделать как можно больше до дождя. А когда прогнозируется засуха, мы заранее начинаем корректировать график поливов.

В целом, потери времени нельзя полностью исключить, но можно снизить их объем, а значит, и влияние на бизнес-показатели. На эту тему даже есть исследование от Microsoft: доказано, что за счет оптимизации коммуникации сотрудники снижают количество потерянных минут на 33%. То есть практически треть каждого рабочего дня расходуется более эффективно!

А как связаны бережливое производство и экоземледелие в вашей компании?

С точки зрения экоземледелия наш первый приоритет — снижение вредного воздействия на окружающую среду. Мы ведем работу на очень большой территории, более 35 тысяч гектаров. Чтобы сохранить плодородие почвы, мы работаем циклами с севооборотом в 4-6 лет. У нас всегда есть обязательный годовой перерыв на «пар».

При этом каждый год мы сажаем на одной и той же территории разную культуру. Например, в четырехлетнем севообороте это выглядит так: сначала у нас растет картошка, на следующий сезон — пшеница, потом рапс, а затем почва год просто отдыхает. После этого цикл перезапускается снова. Такие перерывы помогают сохранять плодородие почвы на длинной дистанции и использовать бережные агротехнологии с точки зрения земледелия и экопродукта.

Безусловно, экоземледелие пересекается с концепцией бережливого производства. Например, мы можем использовать меньше обработок, так как разные растения болеют разными болезнями, при смене культуры эти заболевания уже не развиваются. А значит, можно исключить дополнительные защитные обработки почв и растений. Получается двойная выгода — и для природы, и для расходов агрохолдинга.

А если говорить, например, о микрорастениях, мы используем для них торф. Это один из самых экологичных и доступных видов удобрений — сейчас Россия владеет 60% всех мировых запасов торфа. Он позволяет обеспечить естественное поступление питательных веществ в семена. Мы уверены: чем чище среда для выращивания и чем естественнее процесс роста растения, тем более экологичным будет сам продукт.

О расходах, экологичном семеноводстве и трендах экоземледелие

Есть ли взаимосвязь между вашей селекционной работой и экологическим земледелием? То есть семена, которые вы производите, как-то упрощают процессы органик-земледелия?

Безусловно, здесь есть прямая корреляция. Например, мы производим семена сортов картофеля с уникальными характеристиками. Так, сорт «Арго» устойчив к болезням и потому идеально подходит для экологичного земледелия, в котором предусмотрено наименьшее количество обработок. В целом качественные семена без вирусов и бактерий могут дать прибавку урожая до 30%.

Логично, что экоземледелие снижает негативное воздействие на окружающую среду. Однако оно, наверное, одновременно с этим и усложняет работу сельскохозяйственного предприятия?

Конечно, ведь для соблюдения севооборота со сменой культур на одних и тех же территориях нам нужно вкладывать дополнительные ресурсы.

Много ли в России хозяйств, которые тоже используют экологическое земледелие? Можно ли говорить о том, что соответствующий тренд есть, и он растет в нашей стране?

У нас нет точной статистики по другим игрокам, но по косвенным признакам есть ощущение, что экоземледелие как тренд все-таки развивается. Например, мы замечаем на агровыставках и крупных форумах все больше примеров того, как производители заменяют стандартные химические продукты более экологичными биопрепаратами.

Но здесь также нужно учитывать такой фактор, как гринвошинг («зеленый маркетинг»). Дело в том, что в России пока не сформировалось устоявшейся практики по экопродуктам. Еще до недавнего времени компании могли законно наносить на этикетку практически любую маркировку — им не нужно было подтверждать, что продукция действительно экологичная. Проблема несоответствия надписи на упаковке и реального качества товара до сих пор очень актуальна. Поэтому подсчитать точное количество агропроизводителей, которые действительно занимаются созданием экопродукции, довольно сложно.

Если в России экоземледелие только развивается, то на чей опыт/ошибки вы опираетесь, используя эти технологии на вашем предприятии?

На самом деле, пока мы не столько опираемся на чей-то опыт, сколько сами для себя стараемся прояснить, что на самом деле можно считать экологичным земледелием. Потому что в России еще нет единых стандартов того, что такое «эко». Технология, которая соответствовала бы реальному экопроизводству, пока не утверждена на государственном уровне.

Поэтому сейчас мы больше обращаемся к зарубежному опыту: анализируем решения голландских производителей и оригинаторов, консультируемся с другими игроками на международном рынке. При этом мы очень надеемся, что в ближайшие годы экостандарты все-таки введут и в России, ведь это принесет пользу и нашей родной земле, и потребителям.

Ранее Анна Герман рассказала порталу АгроВести о выращивании семенного картофеля